Премьер-министр России Михаил Мишустин в рамках ежегодного отчёта Правительства РФ в Государственной Думе рассказал об итогах работы ведомства в 2024 году в сфере образования, а также ответил на вопросы депутатов всех фракций.

Основное из доклада М. Мишустина о работе кабмина в сфере образования:
- В рамках национальных проектов по всей стране создано более 1,7 тысяч детских садов. Построено более 1,6 тысяч школ, 4,9 тысяч школ модернизировано. Свыше 7 миллионов учеников начальных классов получают бесплатное горячее питание.
- Россия попала в десятку ведущих государств по качеству образования.
- С 2021 года российские школьники на 8 международных олимпиадах занимают только призовые места.
- Правительство снижает бюрократическую нагрузку на педагогов. С 1 марта текущего года вступил в силу закон, ограничивающий количество документов, которые нужно заполнять учителям.
- Усилена подготовка учителей математики и естественно-научных дисциплин с целью повышения качества обучения по этим предметам.
- С 2024 года реализуется новая модель высшего образования.
- В прошлом году впервые был принят 5-летний план кадровой потребности российской экономики. Данный документ станет ориентиром для определения числа бюджетных мест.
- Кроме того, в 2024 году была обновлена материально-техническая база почти 2 тысяч мастерских в 320 организациях. В общей сложности за 5 лет модернизированы около 7,5 тысяч таких мастерских.
- В рамках федерального проекта «Профессионалитет» при участии бизнеса уже 370 кластеров готовят учеников по 24 востребованным направлениям.
- Было открыто свыше 700 учебно-производственных комплексов в 68 регионах для учеников старших классов с целью предоставления старшеклассникам возможности приобретать навыки по рабочим специальностям.
- Расширяется целевое обучение за счёт федерального бюджета. На 2025-2026 учебный год произошло увеличение квот почти по 80 направлениям, а по некоторым медицинским – до 100%.
- В работу 50 передовых инженерных школ были вовлечены 250 высокотехнологичных компаний. Такая мера необходима для технологических изменений в будущем.
- Была продлена на 6 лет программа «Приоритет 2030». В рамках программы осуществляется подготовка специалистов для каждого российского субъекта. В вузы Дальнего Востока уже приехали учиться почти 3,5 тысячи ребят из других регионов.
Для студентов и преподавателей создаётся передовая инфраструктура.
Согласно поручению Президента РФ формируется сеть из 40 кампусов мирового уровня. Один из них уже действует на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана. Завершена и первая очередь Новосибирского государственного университета. Также запущены объекты в Нижнем Новгороде, Калининграде, Челябинске, Уфе.
Комментируя реализацию планов по улучшению инфраструктуры вузов, М. Мишустин подчеркнул: «Всё это – пространства для образовательной и исследовательской деятельности, проживания и занятий спортом обучающихся и преподавателей. Это наш серьёзный задел в компетенциях на годы вперед».
Премьер-министр также отметил, что Правительство уделяет особое внимание творческому и культурному развитию молодёжи:
- В 2024 году 90 детских школ искусств в 71 регионе реконструированы или капитально отремонтированы. Сегодня в них учатся 40 тысяч одарённых ребят. Ведь, по мнению главы кабмина, для молодых людей важно иметь возможность попробовать себя в творчестве.
- Интерес к культурным событиям поддерживает «Пушкинская карта», которую уже оформили 11,4 миллиона молодых людей. Благодаря ей дети и подростки с удовольствием посещают театры, кино, музеи и выставки.
Отвечая на вопрос депутата от фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергея Кабышева об изменении подходов к подготовке инженерных кадров, М. Мишустин подчеркнул, что развитие инженерного образования – это важнейший приоритет.
- Он напомнил, что потребность отраслей в квалифицированных инженерах на ближайшие пять лет составляет 1,5 миллиона человек, и отметил, что «от этого зависит наш технологический суверенитет».
- Также премьер-министр рассказал о том, что были приняты стратегии развития 38 ведущих инженерных вузов.
- Вводится ранняя профориентация школьников: в школах уже действует 3877 профильных инженерных классов.
- Созданы типовые программы инженерного образования.
- Ведётся разработка единого образовательного стандарта инженерных программ. К процессу подготовки и будущего обучения специалистов подключаются предприятия, где инженеры будут востребованы.
- В рамках пилотного проекта увеличивается доля практической подготовки: в среднем она растёт на 15%.
Говоря о роли предприятий в развитии инженерного образования, М. Мишустин подчеркнул: «Я приглашаю всех вас к совместной работе, но ещё раз повторю: соединить того, кто будет инженера потом принимать на работу, с тем, кто его готовит, – это важнейшая наша задача».
Правительство продолжает работу над повышением статуса и влияния РАН. Вопрос об этом был задан депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой.
- Говоря о деятельности Российской академии наук, глава кабмина отметил, что РАН должна не только являться экспертной площадкой, но и уже сегодня быть полностью встроенной в государственную систему управления наукой.
- РАН играет важную роль в научно-техническом совете при комиссии по научно-технологическому развитию, который возглавляет президент академии. Кроме того, при участии НТС был подготовлен перечень приоритетных направлений научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий, а также проведена экспертиза всех национальных проектов технологического лидерства.
- Академия активно участвует в экспертизе учебников и учебных пособий для школ. Благодаря обязательной экспертизе школьные учебники стали достоверны, а присутствующая там информация научно обоснована и соответствует государственным образовательным стандартам и программам.
- Впервые РАН руководит деятельностью Высшей аттестационной комиссии, которая принимает решения о присуждении учёных степеней кандидатов и докторов наук.
- Помимо этого, Правительство внесло в Госдуму законопроект о передаче Российского центра научной информации и издательства «Наука» в ведение РАН.
Рассказав о важности подготовки педагогических кадров, депутат Госдумы Ирина Белых поинтересовалась мнением главы Правительства относительно получения двух специальностей в профильных вузах, одна из которых – учитель по профилю.
- Отвечая на вопрос, М. Мишустин рассказал о том, что его ведомство активно работает над подготовкой квалифицированных педагогических кадров и что обучение учителей включено в нацпроект «Молодёжь и дети» как отдельный федеральный проект «Педагоги и наставники».
- Также он отметил, что в ноябре 2024 года был утверждён комплексный план по повышению качества математического и естественно-научного образования. Каковы его основные положения?
- Предусмотрена возможность получить бесплатно дополнительную педагогическую квалификацию всем студентам. Сейчас более чем в 300 университетах реализуются программы по направлению «Образование и педагогика».
- С 1 сентября 2025 года начнут реализовываться педагогические модули для непедагогических специальностей, что позволит через 4–6 лет привлечь на работу в школы и колледжи учителей по профилю, обладающих научными знаниями по предмету.
В свою очередь, депутат фракции КПРФ Олег Смолин, обращаясь к премьер-министру, напомнил, что в России вводится новая система высшего образования, но кадровая проблема при этом остаётся ключевой.
Председатель Правительства сообщил, что в разработанной стратегии развития образования правительство уделяет особое внимание учителям и преподавателям вузов:
- Снижается бюрократическая нагрузка.
- Разрабатываются новые современные направления подготовки, такие как робототехника, инженерия, новые материалы и химия и многое другое.
- С сентября 2024 года уже повышен на 25% уровень оплаты труда для 8 тысяч преподавателей фундаментальных дисциплин в 50 ведущих инженерных вузах.
- По поручению Президента правительство повышает справедливость в рамках разрабатываемой отраслевой системы оплаты труда, которая будет направлена на снижение дифференциации оплаты труда по одинаковым должностям.
- Преподавателям вузов предоставляются гранты и жилищные сертификаты.
- Совершенствуется система правовой защиты преподавателей и учителей.