Сегодня в Госдуме состоялись парламентские слушания «О мерах по повышению качества образования в РФ». На них, в частности, обсуждались вопросы обеспеченности школ учителями, особенно в сельских районах, снижение бюрократической нагрузки на педагогов, качество образования в целом.
На слушаниях выступила с докладом о состоянии современного образования министр просвещения РФ Ольга Васильева, сообщив о том, что на реализацию национального проекта «Образование» запланировано 785 миллиардов рублей. Она рассказала о кадровой проблеме в учительской среде, а также отметила необходимость обеспечения баланса между городскими, сельскими и малокомплектными школами.
По словам главы Минпросвещения, повышение качества образования планируется проводить через обновление его содержания и инфраструктуры, сохраняя при этом ведущую роль его «духовного проводника» – учителя.
Рассказала министр и о программе «Учитель будущего», благодаря которой планируется непосредственно в регионах организовать систему непрерывного образования для педагогов.
Также О. Васильева подчеркнула необходимость снижения отчётной нагрузки для учителей.
Напомнив, что в рамках цифровой образовательной среды в текущем году уже подготовлен для педагогов полный перечень документов, который вносится только один раз, она сообщила: «Забюрократизированность остаётся главной проблемой школьного дня. Потому что перед системой эта проблема стоит очень остро. <…> Множественные инстанции, социальные службы, налоговые, МЧС с настоятельными рекомендациями проводить определённые мероприятия все с требованием обязательных отчетов. <…> Мы пришли к выводу, и я хочу, чтобы меня услышали, в школе должно остаться, и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник».
Кроме того, глава образовательного ведомства рассказала о кадровой проблеме в педагогической среде. По её словам, лишь половина выпускников педагогических вузов «доходит непосредственно до школьного класса», 39% школьных учителей на текущий момент старше 50 лет. «Молодые учителя просто боятся идти в школу». Причинами такого положения дел различны: «вопрос об оплате, вопросы об отчётности и другие вопросы». Страх вызывает и отсутствие у выпускников педагогических вузов практики, поскольку «стандарт образовательный построен таким образом, что только 50 часов из курса обучения — это практика».
Стоит напомнить, что в соответствии с данными очередного цикла международного исследования TALIS в России учитель в среднем работает 21 год, что на 4 года больше среднего учительского стажа по странам-участницам исследования.
В отчёте также указали процентное распределение учителей по возрастным группам: в РФ работают 11% учителей до 30 лет, от 30 до 49 лет – 47%, в целом по стране – 12% и 57% соответственно. Что же касается педагогов в возрасте от 50 лет и более, то их в РФ работает 42%, а в среднем по странам-участницам – 31%.
Таким образом, средний возраст учителя в России держится на уровне 45-46 лет, а большинство (73%) директоров отечественных школ находится в возрасте от 40 до 59 лет. Последний показатель соответствует среднему распределению по всем странам, принявшим участие в исследовании.