Ваш город:

Университет Детей – проект для почемучек и всезнаек

21 июн. 2021 г.
1
4548

Детская любознательность не знает границ и часто обескураживает взрослых: маленькие почемучки мыслят нестандартно, без всяких условностей и предрассудков, которые, кстати, чаще всего мешают взрослым стать гениями. Практически все юные всезнайки легко и быстро усваивают законы физики, химии и математики. Но при одном условии: если объяснить их суть на доступном для детей языке и с наглядными примерами – яркие эмоции от увиденных опытов запоминаются на всю жизнь.

Университет Детей – проект для почемучек и всезнаек

К большому нашему сожалению, у взрослых нет такой жажды к знаниям, а также желания исследовать и открывать, как у малышей. Отсюда можно сделать логический вывод: чтобы вырастить настоящих профессионалов во всех отраслях, основной объем знаний, необходимых для профессиональной деятельности, нужно давать в детском возрасте, когда полезная информация вызывает искренний интерес и легко усваивается. И у кого после этого возникнут сомнения в необходимости создания университета для детей?

Хорошо, что среди взрослых есть люди, которые не забыли, как им хотелось поскорее стать взрослыми, и понимают, что детские, самые неожиданные вопросы достойны внимания ученых. Что именно такие нестандартные и порой неудобные вопросы нужно рассматривать, как предпосылки для новых открытий.

О Проекте «Университет детей»

«Поиграй сам, я сейчас занята (или занят)» – фраза, которую часто слышат малыши и дети постарше от своих родителей. В лучшем случае, взрослые в бесконечной суматохе будней отвечают на вопросы «почемучек»: «так надо», «так бывает», без объяснения взаимосвязей в природе. Проходит период детства, и окружающий мир воспринимается ребенком, как обычная и закономерная суета. У него исчезает желание задавать вопросы, а вместе с ним – интерес к науке.

Именно подобный подход к воспитанию подрастающего поколения, во многом продиктованный стремительностью современного мира, и послужил толчком для создания «Университета детей» на базе Политехнического музея. Почему это работает? Потому что дети в своем стремлении подражать взрослым погружаются в настоящие научные исследования с удовольствием, и для них это – не игра, а серьезное дело. Кроме того, общение с учеными на равных придает им еще большую уверенность в себе и значимости происходящего.

Как обучают?

В «Университете детей» все по-настоящему: семестры, лекции, научные диспуты и т.д. Детвора здесь – полноценные студенты. Правда, оценок детям не ставят и дипломные работы писать не заставляют.

Не каждый взрослый видит взаимосвязь разных наук и понимает, что окружающий мир живет по законам природы. А в «детском ВУЗе», учат видеть и оценивать происходящее вокруг «здесь и сейчас». При этом они учатся самостоятельно анализировать и искать ответы на вопросы – именно так рождаются великие открытия!

В «Университет детей» принимают студентов разного возраста, и для них созданы три группы:

  • 7-8 лет – «Энергия»;
  • 9-10 лет – «Импульс»;
  • 11-14 – «Вектор».

Отметим, что названия групп взяты «не с потолка» - в них отображаются основные возрастные особенности психологического развития детей в определенном возрасте.

Чтобы создать юным студентам максимально комфортные условия обучения, комплектуются немногочисленные группы, благодаря чему, в том числе, педагогам удается ответить на все вопросы почемучек.

По большому счету, основной задачей организаторы детского университета считают не создание условий не для воспитания будущих ученых, а развитие у детей на каждом возрастном этапе определенных навыков, которые пригодятся им во взрослой жизни, какую бы профессию для себя не выбрали малыши. А профессиональный интерес в таком возрасте – наиболее ценный опыт, основанный на том, что каждый студент имеет возможность увидеть и «потрогать руками» любую область знаний и выбрать то, что понравится.

Если уж юного всезнайку совсем ничего не заинтересует, то в любом случае из «Университета детей» ребенок выйдет самостоятельным, уверенным в себе и «на все 100%» подготовленным к взрослой жизни. Задача ученых-преподавателей – в обучении научным методам познания мира, самостоятельном поиске ответов на собственные вопросы.

Направления обучения

Любые знания пригодятся ребенку, даже если он не станет великим ученым. В «Университете детей» умеют отвечать на любые вопросы ребенка: биологи, инженеры, филологи, физики и математики поощряют возникновение любых вопросов и возводят их в ранг научных экспериментов, учат анализировать и отвечать на них самостоятельно. Никто не говорит «поиграй сам, я занят!», что для детей очень важно.

С детьми серьезно обсуждают:

  • Существование инопланетных цивилизаций и вероятность встречи с ними – и это не сочинение фантастических рассказов – все на научной основе;
  • Кто из взрослых сможет квалифицированно удовлетворить интерес маленького «почемучки» к микробиологии? А «параллельный мир» микроорганизмов, соседствующих с людьми на планете, обладающих сверхспособностями, недоступными человеку, вызывает у юных исследователей недетское любопытство, и, как минимум, студенты-микробиологи уже не станут спрашивать у родителей, зачем нужно так часто мыть руки, да еще сами будут приучать взрослых к порядку;
  • Дети учатся понимать «язык» животных;
  • Когда и как роботы будут делать все вместо людей, и чего роботам никогда не доверит человек;
  • Какими станут жилые дома, школы и больницы в будущем, уже сейчас обдумывают юные проектировщики;
  • Глобальное потепление, изменения в Мировом океане – серьезнейшая тема, одна из самых актуальных в мире, на разных уровнях. Почему бы к разработке проекта защиты не подключить детей с их умением видеть детали, на которые взрослые не обращают внимания, потому что они уже давно взрослые и знают все?

Кто придумывает направления обучения? Сами дети и придумывают! В «Университете детей» есть «Ящик любопытства», который и подсказывает, в каком направлении нужно двигаться взрослым. Почему слон большой, как делается минеральная вода, можно ли достать до звезд с Луны, и т.д.

Ясно, что на вопросы ребенка нужно отвечать обязательно и максимально развернуто, на доступном языке. Это – основная цель Проекта «Университет детей». Если родители не имеют достаточного уровня специальных знаний, это повод для того, чтобы доверить обучение и развитие ребенка профессионалам.

График проведения занятий – расписание для удовольствия

До пандемии занятия проводились в очной форме – в весенний и осенний семестр. Поэтому принять участие в обучении могли только юные жители столицы. С уходом в онлайн-формат количество слушателей заметно возросло и границы обучения расширились, так как интернет позволяет присоединиться к обучению детям из других регионов.

Правда, в проведении занятий, все же, отдается предпочтение «живому общению». Поэтому руководителям ВУЗов и других образовательных учреждений в регионах стоит задуматься о создании подобных проектов или филиалов. Тем более, что замечательный опыт сотрудников Политеха уже имеется, и это лучше, чем постоянно жаловаться на отсутствие у первокурсников жажды знаний. Ведь, воспитание интереса к науке нужно начинать гораздо раньше, пользуясь естественным стремлением «почемучек» познавать мир во всем его разнообразии.

Кстати, в скором времени будет анонсирована тематика осеннего семестра. Следите за новостями проекта в «Афише недели», на образовательной платформе Политеха.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Встреча Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
С 27 по 29 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» прошло ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий – Конгресс молодых ученых, к..
Глава Минобрнауки РФ принял участие во встрече Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
3 дек. 2024 г.
0
80
Ученик российской школы в классе на уроке
Первый замглавы комитета Государственной Думы РФ по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») выступила с предложением о сокращен..
В Госдуме РФ предложили уменьшить количество уроков для снижения нагрузки на школьников
2 дек. 2024 г.
1
670
Мария Захарова - официальный представитель МИД РФ
Как сообщает ТАСС, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова презентовала учебник «Международная безопасность в эпоху искусственного интеллекта»..
М. Захарова представила учебник по международной безопасности в эпоху ИИ под собственной редакцией
29 нояб. 2024 г.
1
1981
Комментарии
Ирина
Гость
25 июн. 2021 г., 13:49

Хорошая идея. Главное, качественно реализовать. Атмосфера занятий зависит от преподавателей. Смотря кто будет преподавать.

Оставить свой комментарий

Ваш город: