Ваш город:

Бизнес-образование: пандемия, как повод для реформирования

25 мая 2021 г.
0
2372

Российские бизнес-школы – западное явление, которое за последние 30 лет так и не успело толком прижиться на российских образовательных просторах. Поэтому сейчас руководители российских учреждений обсуждают необходимость их реформирования, чтобы бизнес-школы в полной мере отвечали требованиям отечественного рынка.

Бизнес-образование: пандемия, как повод для реформирования

Специалисты заявляют, что падение престижа и интереса отечественного бизнеса к выпускникам со степенью МВА в меньшей степени связано с пандемией и даже с глобальным экономическим кризисом, чем это может показаться с первого взгляда. И это существенный повод для того, чтобы взглянуть на «веяния» западной системы образования по-новому, с учетом нашего менталитета.

Готов ли бизнес вкладывать средства в обучение сотрудников?

Само понятие «бизнес-школа», которое появилось в начале 90-х годов в отечественной образовательной среде, до сих пор в обывательской среде не имеет четко обозначенных границ. А все потому, что большинство руководителей и владельцев крупного бизнеса, который работает на рынке сегодня, прошли свой путь становления. В лучшем случае – получив советское высшее (и не обязательно профильное) образование, а то и вовсе стали предпринимателями «из низов», как часто случалось в те смутные времена.

То есть, научившись управлять и создав свои бизнес-империи – большие и маленькие, многие из них просто не понимают, зачем в принципе нужна молодому специалисту и выпускнику престижного ВУЗа бизнес-школа. В еще больший ступор их вводит вопрос: почему именно владелец компании должен обучать своих сотрудников, за свой счет, когда он «в свое время до всего дошел своим умом, без всяких там дипломов и степеней МВА». И сколько бы специалисты не убеждали бизнесменов старой закалки в необходимости современного подхода к бизнес-образованию, они все равно стоят на своем. Ведь привычка – вторая натура, и никакие уговоры не способны сдвинуть с места руководителя-самоучку.

Те же, кто уже осознал ценность бизнес-образования и необходимость вкладывать средства в обучение персонала, все же, пытаются сэкономить и, в лучшем случае, отпустить сотрудника на учебу за свой счет.

В 2020 году, в самом начале пандемии, средний бизнес, несмотря на принятые государственные меры поддержки, вынужденно отправлял сотрудников в отпуск без содержания. Разумеется, ни о каком обучении сотрудников в этот период речь не шла, как ни старались менеджеры бизнес-школ завлечь абитуриентов и руководителей предприятий к себе интересными программами и полезными контактами в неформальной обстановке.

Не получалось у сотрудников бизнес-школ, знающих основы менеджмента и лучшие способы продвижения продукта, завлечь на платное обучение даже тех, кто хотел за собственный счет повысить уровень квалификации, но по тем или иным причинам не смог. Выжить в это непросто время у отечественных бизнес-школ получилось во многом за счет мигрантов из бывших среднеазиатских республик, которые с удовольствием оплачивали и оплачивают положительные экзаменационные оценки из-за прописки в общежитии на время учебы и перспективы получения гражданства РФ с московской регистрацией.

Бывший менеджер одной из небольших частных фирм в структуре «Синергии», рассказала:

«Работу в коммерческом банке невозможно совместить с учебой – не хватает ни сил, ни времени. Начальство в принципе не заинтересовано в карьерном росте среднего персонала. Вроде, трудоустраивалась согласно КЗоТу РФ, а по факту приходилось даже в выходные работать бесплатно, во имя плана по кредитам. В апреле прошлого года (2020 г.) нашлась свободная вакансия менеджера по работе с клиентами в одном из ООО при Синергии. Решила уволиться из банка, чтобы быть поближе к месту учебы и попробовать совместить работу с дальнейшим образованием. Но оказавшись внутри системы, да еще в разгар коронавируса, сто раз пожалела… Едва вырвала расчет у обанкротившейся фирмы - зарплату за 3 месяца: отдали, когда подала заявление в суд. Позже узнала, что этот «отросток Синергии» еще в «докоронавирусный» период уже не раз объявлял о банкротстве, а потом открывался снова, но под другим названием. Пообщалась с будущими студентами из Средней Азии, с трудом говорящими на русском языке. Потом еще в интернете прочитала отзывы, и учиться расхотелось.

А руководители предприятий среднего бизнеса, когда зазывала их на семинары и тренинги, или отшучивались, или вовсе не скрывали раздражения, отбивались, как от назойливой мухи. Честно говоря, я их понимаю: чему могут их, построивших свой бизнес с нуля, научить две девушки, мой бывший начальник и ее заместитель, восемнадцати и двадцати лет, сами не имеющие полноценного образования».

Эта история заставляет вспомнить Петра Великого, который иногда даже насильно просвещал боярских детей. Но то были фундаментальные знания «просвещенной Европы», без которых реформатору не удалось бы продвинуть Россию на 200 лет вперед.

Бизнес-школа на Западе, в исконно капиталистической формации, и у нас – в постсоциалистическом государстве, как земля и небо. Новоиспеченные российские капиталисты не торопятся заниматься благотворительностью и обучать своих наемных работников, даже для своего же блага. Молодые и амбициозные тоже не особо готовы вкладываться, но рассчитывают на высокие доходы и быструю карьеру, причем все вместе и сразу. Возможно, здесь накладывает отпечаток отголосок советской системы образования, когда все было бесплатно, включая наставников на производстве, с лозунгом «молодым везде у нас дорога…»

Реформа или создание с нуля?

Эксперты констатируют снижение интереса к бизнес-школам в 3 раза, связывая это с пандемией и кризисом, начавшимся из-за карантинных ограничений. Исполнительный директор «Мирбиса» Ф.Федоров рассказал «Ведомостям», что каждый четвертый потенциальный слушатель отложил решение вопроса об обучении на потом, объясняя причину кризисом. Но, по данным рекрутинговой компании Hays, Skyeng и GeekBrains в 2016 году интерес к степени МВА проявили 53% опрошенных респондентов, а в 2020 году, если бы не случилась пандемия, бизнес-образование стояло в планах у 18%. Всего же, за период с 2016 г. по май 2020 г. степень МВА получили 9% сотрудников. Цифры и даты показывают, что дело вовсе не в пандемии, и планы расходятся с реальностью по другим причинам.

Проректор РАНХиГС С. Мясоедов считает, что диплом МВА нужен тем, кто занимается стратегией развития бизнеса, а это, в русском варианте – сами владельцы. Другими словами, это представители среднего и малого бизнеса, где принято, в целях экономии, «до всего доходить своим умом». И лишь небольшая доля крупных компаний имеет в штате сотрудников, которых привлекают к разработке стратегий по развитию бизнеса, но их предпочитают направлять на обучение за рубеж.

Интересуются программами обучения в бизнес-школах и по другим направлениям: маркетинг и PR, бухгалтерия и финансы. К слову, эти направления обучения существуют в классическом и более углубленном варианте в профильных колледжах, ВУЗах и университетах. По данным проведенных исследований, 61% потенциальных слушателей обращает внимание на преподавательский состав бизнес-школ. Но ввиду того, что немногие российские бизнес-школы могут предложить зарубежной профессуре достойный гонорар (а значит, и пригласить на работу преподавателя «с именем»), потому что сами едва сводят концы с концами, интерес к отечественным школам МВА угасает с огромной скоростью.

Во многих западных университетах бизнес-образование входит в программу обучения, как магистратура или существует параллельно с базовыми курсами, естественно дополняя их. У нас к бизнес-школам и возможности получить степень МВА продолжают относиться, по привычке, как к возможности «быстрого получения корочки» и малозначительной формальности, открывающей короткий путь к стабильному и высокому доходу. «Мода» на престижные дипломы, появившаяся в 90-е годы, сохраняется.

Президент РАН А. Сергеев на всероссийском форуме «Молодежь и наука» высказал мнение, что качество образования российских студентов падает. И по мнению профессора, если в начале 90-х это было связано с разрушением системы образования, то сейчас разрушительный процесс продолжается в связи с низким уровнем школьного образования, отсутствием идеологии и снижении престижа учителя.

Эти тенденции появились в российском обществе в «докоронавирусный период» и с мнением профессора трудно не согласиться: в переходный период, от «строительства светлого коммунистического завтра» до «поставим все на капиталистические рельсы» лучшая образовательная система в мире была уничтожена.

Бесспорно, талантливым математикам и «айтишникам» необходимо разбираться в реалиях бизнеса и уметь продвигать свой продукт на мировой уровень. Точно также бесспорно, что бизнес-образованию необходимы реформы. Важно только принять тот факт, что поводом для реформирования является не пандемия, а отсутствие порядка и идеологического стержня.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
295
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
681
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
612
Оставить свой комментарий

Ваш город: