Новые открытия в разных областях появляются с космической скоростью, и детей необходимо подготовить к погружению в реальность, потому что им предстоит «двигать» науку дальше и выше. При этом из базовых программ нельзя исключить фундаментальные знания, накопленные за всю историю человечества. Но человеческий мозг – не компьютер, и физически не способен запоминать все и обо всем.
«Космические перегрузки» школьных программ заставляют задуматься, как сделать детство детством, а не самым высоким трамплином ребенка во взрослую жизнь. В связи с этой проблемой, взрослые обсуждают идею о разделении ребят на «технарей и гуманитариев», полагая, что так можно облегчить участь школьников.
Как появились «гуманитарии» и «технари»?
С первых дней жизни детей учат говорить, а не решать задачи. Отделы мозга, отвечающие за умение сосредоточиться на объекте, логическое мышление у ребенка формируются в возрасте 5-6 лет. Речевые навыки начинают работать намного раньше, в 1,5-2 года, а иногда и раньше. К школьному возрасту ребенок полностью овладевает коммуникативными навыками, и поэтому обучение чтению и письму ему дается легче. Развитию речи способствует чтение сказок и заучивание стихотворений.
Родители редко уделяют внимание развитию образно-логического мышления у дошкольников. Их вполне удовлетворяет, что ребенок умеет внятно рассказывать о своих потребностях на бытовом уровне. Привычка считать и решать задачи у первоклассника не сформирована, потому что в дошкольном возрасте не было такого опыта.
На формирование математических способностей большое влияние оказывает темперамент. Но дети – разные, и, например, для малышей-интровертов требование внимательности, сосредоточенности и усидчивости – большое испытание. При этом нужно понимать, что дошкольники и младшие школьники не умеют управлять своими эмоциями. Поэтому «тихони» и «молчуны» готовы молча решать задачи, лишь бы избежать общения с одноклассниками.
После периода адаптации, который у первоклассников продолжается до полугода, уже заметны различия в предметных предпочтениях. У «тихонь» становятся заметными математические способности, так как им легче сохранять усидчивость на уроке, а непоседы активнее совершенствуют речевые навыки, которые помогают им, как минимум, оправдать свои шалости и невнимательность.
Появляется первое условное деление класса на «гуманитариев и технарей». Условно, потому что это – поверхностная и субъективная оценка способностей и поведения школьников со стороны учителя. На самом деле, большинство детей, записанных в «технари», испытывают психологический дискомфорт при общении, и глубоко переживают, что не могут вырваться из «кокона». По сути, вместо получения психологической помощи, маленькие «технари» вынуждены соглашаться с искусственно навязанным имиджем, чтобы, по крайней мере, заручиться поддержкой учителя.
Маленькие «гуманитарии» чувствуют себя в коллективе более уверенно, потому что владеют более развитыми навыками общения. Но нет объективных доказательств, что им не нравится математика. Просто на этапе адаптации, в первом полугодии, первоклассники-интроверты израсходовали энергию на общение, занятие лидерских позиций в классе, а уроки математики у них «проскочили мимо внимания». Поскольку догонять пропущенный материал сложно, дети-интроверты быстро соглашаются на зачисление в группу «гуманитариев», тем более что при этом они сохраняют лидерские позиции.
Практика показывает, что «круглых отличников» – единицы. Это – дети, которым легко дается и математика, и литература. Значит, взрослые, окружающие их, выбрали правильную стратегию для гармоничного развития, а деление детей с раннего возраста на «технарей» и «гуманитариев» – не более чем попытка взрослых пойти по наименьшему пути сопротивления.
Кто выберет будущую профессию ребенку?
Разделение детей на «технарей» и «гуманитариев» – не что иное, как дифференцированный подход к обучению, о котором велась речь еще в советской школе. Тогда же появились школы с физико-математическим уклоном. Продолжается внедрение этой стратегии обучения и сейчас, в специализированных школах.
С одной стороны, нет ничего плохого в том, что для одаренных детей создаются специальные условия и программы, развивающие их способности в определенном направлении. Одновременно упрощается работа учителей: нет необходимости составлять план урока в расчете «на среднего ученика», так как наиболее одаренные дети обучаются по индивидуальному плану, а остальным открыта дорога в ССУЗы. Именно по такой схеме работала советская школа.
Сейчас это удобно еще и потому, что социальное расслоение общества стало слишком заметным, а в детском коллективе неравенство ощущается особенно остро. Разделение детей по индивидуальным способностям и обучение по специальным программам решает эту проблему с помощью математических или лингвистических школ. Но подавляющее большинство родителей материально не могут себе позволить даже расходы на проезд до специализированной школы в соседнем микрорайоне, а организация специализированных классов в одной школе технически осложнена. К тому же, нарушается основной принцип ортодоксальной системы отечественного образования – обязательность и доступность, единые требования для всех. Это – «обратная сторона медали».
Теперь вернемся к ранее сказанному: выходит, что выбор направления обучения ребенка – прерогатива взрослых – учителей и родителей, поскольку первоклассник самостоятельно еще не может сделать осознанный выбор, какие предметы ему нравятся больше и даются легче. Дальше – сложнее: предпочтения математики или гуманитарных дисциплин, в конечном итоге, определяет выбор будущей профессии. Выходит, что судьба ребенка и его профессиональная карьера с первого класса обозначена взрослыми.
А ведь детям свойственно «примерять» на себя профессии. В дошкольном возрасте ребенок играет в пожарника или врача, знакомясь с профессиями родителей или ближайшего окружения. В школе его познания расширяются, и каждый год, в своих сочинениях о профессиях, он с интересом рассказывает, как станет учителем, строителем, космонавтом – и так до окончания школы. Иногда люди кардинально меняют профессию уже в зрелом возрасте! Невольно вспоминается, как римский император Диоклетиан в расцвете своего правления оставил «высшую должность» и с упоением занялся выращиванием капусты.
О ближайших профессиональных перспективах «технарей» и «гуманитариев»
Если заглянуть в список современных и будущих профессий, а также ознакомиться с требованиями работодателей, то идея разделения детей на «технарей» и «гуманитариев» со школьной парты вообще не выдерживает никакой критики. Как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад», и, желая облегчить ребенку период обучения, взрослые лишают его самостоятельного выбора в будущем. Тем более, что современные технологии требуют междисциплинарного взаимодействия гуманитарных и технических дисциплин.
В числе самых популярных профессий сегодня – программирование и дизайн виртуальной реальности. Основы программирования объединяют в себе знание математики и английского языка. Программист – скорее, инженерная профессия, но знания лингвистики, социологии и изобразительного искусства (в дизайнерском направлении) ему необходимы, чтобы быть востребованным специалистом. В профессии системного аналитика, наоборот, приоритет принадлежит гуманитарным наукам, но дальше желание пользователя нужно перевести на технический язык, чтобы передать его разработчику программ.
Работодатели, в свою очередь, ищут профессионалов, обладающих универсальными навыками и знаниями. XXI век внес коррективы список образовательных программ и востребованных специалистов: лингвист со знанием Python, социолог с опытом работы в SQL и т. д.
Границы между техническими и гуманитарными дисциплинами упраздняются. Пора поставить точку в дискуссиях о развитии специальных направлений обучения, увеличении количества частных специализированных школ и наполнении их детьми, искусственно разделенных на группы.
Послесловие
Внедрение новаторских идей в педагогике и образовании важно проводить крайне осторожно и взвешенно, не поддаваясь «модным» и, казалось бы, передовым болонским течениям, без учета менталитета и специфики отечественной школы. Базовое, обязательное образование необходимо для разностороннего развития личности, а право выбора – быть «технарем», «гуманитарием» или гением – должно принадлежать каждому гражданину, с рождения.
Кстати, государству на конституционных правах должен принадлежать приоритет отмены ранней дифференциации школьников по способностям, потому что оно так же несет ответственность за кадровую политику, влияющую на развитие экономики.